На мысль поговорить о зависти меня натолкнули очередные, 13 по счету, общественные чтения журнала «Русский Пионер». Колумнисты издания рассуждали на тему, что же для них зависть, свойственно ли им это чувство, каковы позитивные и негативные стороны данного социального явления. Собчак говорила о том, что именно она-то и является для всех россиян так сказать квинтэссенцией этого ужасного и вездесущего чувства: «Ксения Собчак - квинтэссенция зависти. Вы не можете простить именно того, что в глубине души знаете, что я не дура, не урод, не фрик, что я нравлюсь мужчинам, что у меня интересная жизнь, успешная карьера, хороший вкус, что я умею отстаивать свое мнение и хочу много и качественно работать.
Все мое существование вызывает рефлекторную, ничем не контролируемую зависть. Вы любите меня ненавидеть, я люблю вашу ненависть - идиллический уроборос.
Так как зависть неистребима, друзья, умоляю вас, - берегите Ксению Собчак!», Канделаки мило завидовала мужчинам и тихонько предавалась мечтам о том, как бы прекрасна была жизнь будь и она представителем сильного и смелого: «Конечно, я завидую мужчинам и хотела бы родиться мужчиной. Высказываю то, что реально беспокоит», - говорит Тина. Охлабыстин же крайне уверенно заявлял о том, что с чувством зависти не знаком, так сказать обделили его при общей раздаче, а он и не стал возмущаться – молодец. «Не завидую, падла, хоть ты тресни!.. Хотя, постойте, знаю это чувство - испытывал, когда о себе в интернете читал. Нормально, думаю, чувак, везде успел!.. Вроде, полудурок, а весь на цитатки раздернут... Если все так дальше пойдет, ему скоро за употребление марихуаны орден за заслуги перед Отечеством дадут! Не пидор, не мажор, не жертва режима - мечта!».
Но чем же в действительности является это чувство? Грех или добродетель? Представителей каждого движения хватает, но вот, что на все рассуждения о зависти говорят нам всем интересующиеся и все знающие ученые: «Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем» Ильясов Ф. Н. статья «Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв», опубликованная в журнале «Социологические исследования» за 2007 год. Исследования же в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях. Получается, нашему организму и психике достаточно болезненно обходится чувство зависти.
Мелони Кляйн в своем трактате «Зависть и благодарность» пишет: «Зависть противоположна любовным отношениям. Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны».
Если посмотреть на разбираемое нами чувство со стороны его первородства, то нас непременно отошлют к религиозным догматам.
Так в христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию.
Ислам выступает тоже против неугодного чувства. Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства.
Среди людей великих много противников грешного чувства, например, Оноре де Бальзак, считавший зависть одним из наиболее действенных элементов ненависти, но есть и те, кто находил свет в этой кромешной тьме. Александр Пушкин называл зависть сестрой соревнования, Бертран Рассел, известный английский математик и философ говорил: «Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим».
От обычных людей, таких, как мы с вами, я часто слышу рассуждения о зависти. Взрослые чаще отзываются негативно, исходя из жизненного опыта, молодежь наоборот придерживается версии о добродетели, поддерживая суждение о том, что зависть подталкивает к самосовершенствованию, но здесь все выстроено на юношеском эгоизме. Но вот, что выберете именно вы? Ответ для себя знает каждый сам, а если и не знает, то отвечает на него подсознательно каждый день перед обществом.
Так что друзья, завидуйте на здоровье, главное, чтобы здоровья на это хватало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий